Для экономики России нефтеперерабатывающие предприятия играют системообразующую роль. В связи таможенными пошлинами и высокими ценами на нефть отрасль терпит убытки, размер которых составляет порядка 0,5-1 триллион рублей в год.
Российским НПЗ сложно конкурировать с зарубежными, во-первых, в связи с тем, что транспортные расходы на экспорт нефтепродуктов превышают, во-вторых российские предприятия уступают зарубежным в технологиях. В настоящее время Российские предприятия по производству нефти терпят убыток также в связи с тем, что стоимость нефтепродуктов, произведённых в России значительно ниже чем в Европе.
Все это обуславливает необходимость модернизации нефтепереработки. В период высоких цен на нефть большая «субсидия» позволила осуществить рывок в качестве продукции. За последние десять лет в нефтепереработку было вложено около 74 миллиардов долларов. В итоге все топливо, поставляемое НПЗ на внутренний рынок, достигло самого высокого — пятого экологического класса. Содержание серы в топливе в 200 раз ниже по сравнению с тем, что поставлялось на АЗС еще десять лет назад. Однако структура производимой продукции нефтепереработки по-прежнему сильно отстает от европейской. К примеру, доля светлых нефтепродуктов по отношению к перерабатываемому сырью в среднем составляет 62 процента по сравнению с 72 процентами в Европе.
Отмена таможенных пошлин на нефть приведет к убыткам НПЗ в размере до триллиона рублей в год. Если следовать концепции невмешательства государства в экономику, то от «субсидии» надо отказаться. Но к чему это приведет? 2/3 нефтепереработки сразу окажется нерентабельной. Частично потери будут компенсированы за счет роста цен для внутренних потребителей, но все равно значительная часть НПЗ закроется. Так как заводы в большинстве являются градообразующими, прекращение их работы повысит социальную нагрузку, а дефицит нефтепродуктов будет покрываться за счет импорта. Поэтому сценарий полного отказа от государственной поддержки переработки сегодня не рассматривается.
Вопрос заключается в другом — как повысить эффективность переработки? Сейчас для отрасли настали непростые времена: маржа находится на минимальном уровне. С 2020 года в мире ужесточаются требования к флотскому топливу, что также ударит по российской переработке, так как основным продуктом экспорта до сих пор является мазут. Без модернизации значительная часть отрасли окажется неэффективной даже при сохранении текущей субсидии, но ее реализация под вопросом. На текущий момент только три крупных российских НПЗ из 36 завершили программу модернизации и в целом соответствуют европейскому уровню.
По планам компаний, работающих в этом сегменте, в ближайшие семь лет предстоит построить 46 миллионов тонн углубляющих процессов (установок крекинга и замедленного коксования), которые преобразуют темные нефтепродукты в светлые и определяют структуру производимой продукции. В результате мощность таких процессов по отрасли удвоится и доля светлых нефтепродуктов достигнет европейского уровня. Но для того, чтобы уже понесенные и планируемые инвестиции окупились, необходимо сделать характер субсидии целевым. Для этого целесообразно увязать условия ее предоставления с выпуском нефтепродуктов, востребованных внутренним рынком, — моторных топлив, авиакеросина, масел, битума и сырья для нефтехимии.
Только полностью, отказавшись от зарубежных технологий и оборудования возможно повысить рентабельность и некоторым компаниям удалось существенно продвинуться в этом направлении.
Ресурсы Российского ТЭК колоссальны, благодаря опыту высококлассным компетенциям и опыту на мировом промышленном рынке, который говорит сам за себя.
Следуя объявленному Минэнерго в 2016 году курсу развития российского ТЭК «на снижение зависимости от импортного оборудования, технологий и материалов». На сегодняшний день доля импортных катализаторов нефтепереработки в ТЭК РФ снизилась с 62,5% до 39%, нефтехимии — с 38,3% до 27,5%. Также ведущие игроки ТЭК с включили их в долгосрочные программы развития.