Новые технологии обращают внимание нефтеперерабатывающих заводов на мир с низким содержанием серы. В настоящее время во всем мире пересмотрены стандарты используемого топлива, разрабатываются инновациооные технологии для повышения качества производимых нефтепродуктов.
За последнее десятилетие нефтеперерабатывающая промышленность предприняла ряд невероятных решений для снижения уровня серы во всех видах топлива. Поэтому нефтеперерабатывающие предприятия инвестировали миллиарды долларов в новые подразделения, модернизацию и расширение возможностей для соответствия новым правилам в отношении серы и выбросов. Эти инвестиции способствуют сокращению содержания моноксида углерода, оксида азота, углеводородов и твердых частиц в топливе, используемом в транспортных средствах. Во всем мире вступает в силу законодательство, предусматривающее сокращение выбросов и снижение уровня загрязняющих веществ в воздухе. В ответ на это, нефтеперерабатывающие заводы внедряют операционные и технологические изменения для снижения уровня серы в транспортных топливах. Новые технологии перемещают перерабатывающую отрасль переработки углеводородов в более чистые, более низкосернистые транспортные топлива.
Однако технологии с низким содержанием серы не так экономичны. Многие нефтеперерабатывающие заводы по всему миру приняли европейские стандарты качества горючего, поскольку Европа была лидером по регулированию низкосернистых «чистых» транспортных топлив. Европейские стандарты выбросов легковых автомобилей для Евро 4, Евро 5 и Евро 6 приведены в Таблице 1 и Таблице 2.
Эти стандарты способствуют сокращению содержания моноксида углерода (СО), оксида азота (NOx), углеводородов (HCs) и твердых частиц (PM ) в дизельных и бензиновых пассажирских транспортных средствах.
Как показано на рисунке 1, многие страны по всему миру уже производят транспортные топлива, которые соответствуют спецификациям Евро-4. Другие регионы, такие как Ближний Восток, вкладывают значительные средства в увеличение производства стандартного топлива Евро 4 и Евро 5.
Ниже приводится обзор основных проектов и тенденций в области чистого топлива, реализуемых во всем мире. Каждый регион инвестирует в внедрение новых технологий для удовлетворения более чистых потребностей в топливе. Эти новые обрабатывающие устройства будут способствовать производству высококачественных транспортных топлив.
США / Канада
Рынок транспортных топлив США является крупнейшим в мире. Правительство страны начало применять новую программу уровня 3 с 2017 года. Эта программа установила новые стандарты выбросов транспортных средств и снизила содержание серы в бензине. Согласно Агентству по охране окружающей среды США (EPA), содержание серы в бензине будет ограничено до 10 частей на миллион (ppm). Это сокращение от стандартов уровня 2, которые ограничивают содержание серы в бензине до 30 ppm. Программа поддерживает текущее количество заводов-изготовителей на галлон, составляющее 80 частей на миллион, и верхнюю распределительную крышку 95-ppm. EPA прогнозирует, что новое правило значительно снизит загрязнение транспортных средств в атмосферу. Например, EPA прогнозирует, что выбросы NOx будут сокращены примерно на 260 000 тонн в 2018 году.
Крупные американские нефтеперерабатывающие заводы (производящие более 75 Мбайт) должны соответствовать стандартам уровня 3 к 2017 году. Нефтеперерабатывающие заводы, производящие менее 75 Мбдд, должны соответствовать стандартам регулирования уровня 3 к 2020 году. Чтобы соответствовать новым правилам, американские нефтеперерабатывающие заводы инвестировали в дополнительные единицы, такие как гидроусилителей, для снижения содержания серы в транспортных топливах.
В Канаде нефтяное топливо составляет 95% потребностей Канады в энергии. Страна вплотную приблизилась к американским стандартам топлива и прилагает все усилия к тому, чтобы постоянно снижать уровень серы в транспортных топливах. Это включает введение жестких правил регулирования уровня 3 для легковых автомобилей и легковых грузовиков. Эти стандарты на топливо начнутся в 2017 году, что будет совпадать с началом регулирования уровня 3-го уровня США. В течение последнего десятилетия канадские нефтеперерабатывающие заводы уже инвестировали более 8 млрд. Долл. США, чтобы снизить уровень серы в бензине и дизельном топливе. С 2005 года уровень серы в бензине и дизельном топливе сократился более чем на 90% и 97% соответственно. Новые стандарты уровня 3 будут способствовать продолжению сокращения содержания серы в транспортных топливах, а также сокращению выбросов транспортных средств до нуля в течение всего срока службы транспортного средства.
Китай
Чтобы помочь обуздать загрязнение воздуха, страна установила агрессивные стандарты экономии топлива до 2020 года. Китай реализует свой национальный стандарт качества топлива V, который соответствует стандартным транспортным топливам Евро 5. Евро 5 покрывает содержание серы в бензине и дизельном топливе при 10 ppm. Согласно последним правилам, к концу 2015 года нефтеперерабатывающие заводы должны были производить стандартное транспортное топливо стандарта Евро 4 по всей стране. Стандартные транспортные топлива стандарта Евро 5 будут необходимы для автомобильной промышленности к 2017 году. Эти новые правила реализуются на один год раньше запланированного срока. Внедрение национальных стандартов качества топлива для не-автомобильного дизельного топлива было перенесено на год до января 2018 года. Это включает «общее» дизельное топливо, используемое в сельском хозяйстве и промышленности. В течение этого времени General дизель должен соответствовать требованиям стандарта Euro 5. Модернизация качества топлива в стране может стоить китайским нефтеперерабатывающим заводам более 7 долларов США.
Индия
В стране работает 22 крупных нефтеперерабатывающих завода, общая пропускная способность которых составляет 4,3 млн. Баррелей в сутки. Чтобы удовлетворить растущий спрос на транспортные топлива, Индия инвестирует более 30 млрд. Долл. США в дополнительные проекты по переработке до 2020 года. Ожидается, что капитальные затраты будут еще выше благодаря новым правилам по ограничению загрязнения воздуха и производству стандартного топлива Евро-4 и Евро-5 к 2020 году. В январе министр автомобильного транспорта Нитин Гадкари заявил, что индийские нефтеперерабатывающие заводы должны будут инвестировать 4,5 млрд. Долл. США для производства стандартного топлива Бхарат Stage 6 (BS-6) к 2Q 2020 года. Топливо BS-6 эквивалентно топливным спецификациям Евро 6. Эти новые правила вводятся на четыре года раньше запланированного срока и требуют сокращения выбросов NOx на 68%. Автомобили, продаваемые в стране, соответствуют стандартам BS-4. Новые правила Индии будут обходить этап BS-5 и перейти непосредственно к BS-6.
Предлагаемый законопроект о чистом топливе был в ответ на исследование Всемирной организации здравоохранения, в котором было установлено, что 13 из самых грязных городов мира были в Индии. Установка вторичных установок в соответствии с новыми стандартами на топливо может стоить индийским нефтеперерабатывающим заводам более 17 долларов США.
Индонезия
Крупнейшая экономика Юго-Восточной Азии является мировым лидером в производстве пальмового масла и способствует ее использованию в качестве биотоплива. В 2014 году страна увеличила санкционированное количество смешанного дизельного топлива с 7,5% до 10%, а затем до 15% в 2015 году. Индонезия повысила требования к смешиванию до 20% в этом году и планирует увеличить ее до 30% в 2020 году. Согласно Индонезийская ассоциация производителей биотоплива, потребление биодизеля в Индонезии увеличится с 1,1 килолитра в 2015 году до 7,9 килолитров в 2016 году. Предполагается, что дополнительное использование биотоплива значительно снизит выбросы транспортных средств.
Африка
Немногие страны приняли правила по топливу с низким содержанием серы, но несколько стран на юге Африки объявили о намерении производить более чистые виды топлива к концу десятилетия. Ассоциация африканских нефтепереработчиков разработала спецификации AFRI в качестве руководства по производству более чистых видов топлива. Регион стремится производить топливо с характеристиками AFRI-4 к 2020 году. Это будет представлять собой максимальное содержание серы в дизельном топливе и бензине 50 ppm и 150 ppm, соответственно. Для достижения этих целей африканские нефтеперерабатывающие заводы должны будут инвестировать более 7 млрд. Долл. США в дополнительные подразделения.
Южная Африка представила самую известную инициативу по экологически чистым видам топлива. Программа чистого топлива в стране 2 (CF2) — это усилия по разработке спецификационных топлив Евро 5. Это повлечет за собой разработку топлива с содержанием 10 частей на миллион или менее серы, снижение содержания бензола с 5% до 1% и снижение содержания ароматических соединений с 50 до 35%.
Первоначально программа CF2 была разработана для начала в 2017 году, но она была перенесена на период до 2020 года или далее. Расширенный срок предоставляет южноафриканским нефтеперерабатывающим заводам время для внесения необходимых улучшений для производства более чистых видов топлива и является более реалистичным графиком реализации программы, который может стоить миллиардам нефтеперерабатывающих компаний ЮАР за счет расходов на модернизацию. Нефтеперерабатывающие заводы страны не решаются сделать необходимые обновления из-за низкой отдачи от инвестиций.
Страна также ведет переговоры с Ираном о строительстве нового очистного нефтеперерабатывающего завода в стране. Этот план мог бы заменить проект стоимостью 10 долларов США Mthombo в промышленном порту Coega, который некоторое время находился в подвешенном состоянии. Новый нефтеперерабатывающий завод, питаемый иранской нефтью, будет производить топливо в соответствии с требованиями Евро 5, отвечающее мандату правительства.
Другие страны, такие как Египет и Алжир, планируют проекты по улучшению качества местного топлива. С ультрасовременными нефтеперерабатывающими заводами, которые строятся в Азии и на Ближнем Востоке, Африка может продолжать импортировать нефтепродукты для удовлетворения спроса вместо инвестирования в капиталоемкие проекты.
Ближний Восток
Регион продолжает наращивать нефтеперерабатывающие мощности для диверсификации экспорта и предоставления более качественных нефтепродуктов на мировой рынок. Традиционно, нефтеперерабатывающие заводы на Ближнем Востоке имели простую конфигурацию и высокий выход мазута, отчасти из-за сильных требований к выработке электроэнергии. Это условие меняется. Новое поколение высокоурожайных установок в сочетании с модернизацией и расширением существующих установок радикально изменяет ассортимент продукции. Новые конфигурации блоков включают в себя гидрокрекинг, каталитический крекинг и возможности гидроочистки, предназначенные для минимизации выхода мазута и максимизации производства среднего дистиллята, дизельного топлива и бензина с низким содержанием серы.
Саудовская Аравия и Кувейт возглавляют работу по новым проектам в области чистого топлива в регионе. Чтобы соответствовать обязательным спецификациям серы для бензина и дизельного топлива, Саудовская Аравия тратит миллиарды долларов на строительство нескольких проектов с использованием чистого топлива. Страна стремится снизить содержание серы в дизельном топливе и бензине до 10 ppm и снизить содержание бензола в бензине до 1%. Это представляет собой резкий сдвиг в уровнях серы с 2012 года, когда максимальный уровень серы в Саудовской Аравии для дизельного топлива превысил 500 ppm. Страна планирует ввести в эксплуатацию свой 400-мегапиксельный завод в Джазане к 2018 году. На нефтеперерабатывающем заводе будут добываться более качественные транспортные топлива, в том числе дизель сверхнизкого содержания серы. Наряду со своими СП Saudi Aramco будет модернизировать все свои отечественные нефтеперерабатывающие заводы для производства транспортных средств с более низким содержанием серы. Несколько проектов — проект по очистке горючего и ароматов Рас Танура (который был приостановлен, но был восстановлен в середине 2015 года), проект по чистым транспортным топливным технологиям Риядского НПЗ, проект Saudi Aramco Mobil Refinery Co. Clean Fuels (завершен в 2014 году) и проект PetroRabigh Clean Fuels — предназначены для достижения цели Королевства по производству топлива с нулевым содержанием серы.
Кувейт инвестирует более 30 млрд долларов США в амбициозные планы по капитальному ремонту своего нефтеперерабатывающего сектора и станет лидером в области чистого топлива в регионе. В этом плане основное внимание уделяется модернизации и интеграции нефтеперерабатывающих заводов Мины Абдуллы и Мины Аль-Ахмади, а также по строительству крупнейшего в регионе нефтеперерабатывающего завода — завода «Аль-Цур». После завершения реконструкции перестроенные и интегрированные нефтеперерабатывающие заводы Мина Абдулла и Мина Аль-Ахмади уменьшат содержание серы в бензине с 500 до 1 млн. До 10 млн-1. Концентрации бензола и ароматических соединений также уменьшатся. Содержание серы в бункерном мазуте снизится с 4,5 до 1 млн -1, а максимальное содержание серы в лигроине на полную мощность снизится с 700 до 500 млн -1. Со строительством Al-Zour и модернизацией и интеграцией своих отечественных нефтеперерабатывающих заводов Кувейт намерен стать крупнейшим производителем чистого топлива на Ближнем Востоке к 2019 году.
Другие страны региона также делают значительные инвестиции для производства высококачественных транспортных топлив.
Латинская Америка
Из-за роста среднего класса в регионе за последнее десятилетие в Латинской Америке наблюдался огромный рост спроса на нефтепродукты. Спрос переместился на более средние и легкие дистилляты, в отличие от мазута. Несколько обновлений, расширений и новых объектов НПЗ были отложены или отменены из-за падения цен на нефть. Страны Латинской Америки, которые в значительной степени зависят от доходов от экспорта нефти, сильно пострадали от падения цен на нефть. В свою очередь, это оставило мало денег для финансирования расширения мощностей и модернизации для производства более дорогих транспортных топлив. Однако в этом регионе происходят новые инициативы в области чистого топлива.
В конце 2014 года Бразилия увеличила свой мандат на смешивание этанола в бензине с 5% до 7%, а в дизеле — с 25% до 27%. Прогнозируется, что эти новые требования к смеси, наряду с запуском новых мощностей по переработке, помогут смягчить значительную часть импорта рафинированного топлива. Были объявлены дополнительные планы НПЗ, но массовые долги, коррупция и перерасход средств поставили проекты на задний план.
В конце 2015 года государственная нефтяная компания Мексики Pemex объявила о планах по восстановлению своей национальной программы модернизации НПЗ. Инвестиции в размере 23 млрд. Долл. США будут модернизировать систему переработки Pemex для увеличения производства дизельного топлива и бензина с чистым сжиганием. Цель плана — более чем удвоить производство сверхнизкого содержания серы в бензине и увеличить производство дизеля с ультранизким содержанием серы.
Колумбия также инвестирует значительные средства в производство высокосортных транспортных топлив. Государственный Ecopetrol планирует завершить полный рост своего Картахенского нефтеперерабатывающего завода во 2-м квартале 2016 года. Проект расширения стоимостью 7 млрд. Долл. США удвоил мощность до 165 млн. Баррелей в сутки, включая модернизацию существующего нефтеперерабатывающего завода, чтобы воспользоваться новым комплексом и повысить эффективность. Проект поможет сократить региональные ограничения на переработку; производить сверхнизкий сернистый бензин и дизельное топливо из тяжелых высокосернистых нефтей; соблюдать последние протоколы и требования к выбросам; увеличение конверсионной мощности НПЗ с 76% до 95%; и отвечают международным стандартам в отношении транспортных топлив.
Россия
Страна производит более чем достаточно нефтепродуктов для удовлетворения внутреннего спроса, но у нее нет передовых установок для производства более качественных транспортных топлив, таких как топливо Евро 4 и Евро 5. В ответ Россия запустила в 2011 году программу стоимостью 55 долларов США для модернизации существующих заводов и поощрения экспорта высококачественной продукции. В плане предусматривается установка 130 новых блоков к 2020 году. В программе наблюдались задержки в 2015 году из-за падения цен на нефть и западных санкций, что ограничивало возможности российских компаний обеспечивать финансирование.
Пик программы модернизации России прогнозируется на 2016-2018 годы. Два крупнейших нефтеперерабатывающих завода страны — «Роснефть» и «ЛУКОЙЛ» — взяли на себя плату за модернизацию НПЗ для производства топлива Евро 4 и Евро 5. Меньшие российские нефтеперерабатывающие заводы также модернизируют свои нефтеперерабатывающие заводы для снижения содержания серы в транспортных топливах. Программа модернизации России будет и впредь фокусироваться на увеличении доходности своей легкой продукции с особым упором на удовлетворение спроса на бензин и реактивное топливо, повышение стандартов на топливо до спецификаций Евро 5 и замену старых единиц для снижения остаточных выработок продукта и максимального использования.
Бункерное топливо
Важным изменением для НПЗ Европейского союза (ЕС) является требуемое сокращение содержания серы для морского топлива. По данным Concawe, морское топливо составляет около 7% от объема переработки ЕС. В 2015 году были введены в действие новые правила, которые требуют от грузоотправителей переключиться с морских остаточных видов топлива на морские топлива с более низким содержанием серы в назначенных зонах контроля выбросов (ЭКА). Эти районы включают Балтийское и Северное море, прибрежные районы США и Канады, а также Карибское море США.
Содержание серы в морских топливах, потребляемых в ЭКА, было ограничено 0,1%, такого же качества, как и дистиллятные материалы с более низкой серой. Директива Международной конвенции о предотвращении загрязнения с судов (МАРПОЛ) также устанавливает ограничения на морское топливо в странах, не входящих в ЭКА. Начиная с 2020 года содержание серы в морском топливе, используемом в не-ЭКА, будет снижено с 3,5% до 0,5%. Хотя начальная дата начала этого нового регулирования составляет 1 января 2020 года, план будет п ересмотрен в 2018 году для проверки наличия необходимого мазута. В зависимости от результатов обзора дата запуска новых правил, регулирующих не-ЭКА, может быть отложена до 2025 года.