Виртуальная реальность в российской промышленности: как сохранить время и деньги при помощи новых технологий

Все больше передовых промышленных предприятий интегрируют виртуальные системы в реальные бизнес-процессы, преображая и совершенствуя их, а некоторые крупные компании даже разрабатывают стратегии, основанные на применении VR/AR. При этом в России на долю неигровой сферы виртуальной реальности приходится не более 25% от всех VR-продуктов, но эта цифра очень стремительно растет.

Чем же виртуальная реальность привлекательна для реальной промышленности и какие задачи бизнес может решить при помощи этого инструмента? Об особенностях внедрения VR/AR в отечественную промышленность рассказывает Дмитрий Кириллов, президент компании Modum Lab, которая разрабатывает решения в виртуальной реальности для бизнеса.

— Какие промышленные компании и как применяют сегодня виртуальную реальность?

— Виртуальная реальность сегодня успешно применяется в обучении, повышении квалификации персонала, при отработке чрезвычайных ситуаций, а также в маркетинге. Дочерние компании эффективно используют VR для развития персонала.

Здесь можно провести параллель с нашей повседневной жизнью: люди занимаются фитнесом, чтобы поддержать здоровье и красоту своего тела, так и VR позволяет работникам промышленности регулярно поддерживать компетенции и развивать их.

В обучении виртуальная реальность применяется для вводных инструктажей, адаптации персонала работе на сложном и технологичном оборудовании. Эффективность достигается за счет возможности VR погружать пользователей в достоверные ситуации, а также благодаря различным инструментам более наглядной подачи обучающего материала.

Через создание нового пользовательского опыта, в маркетинге, как во внешнем, так и внутреннем, VR позволяет продемонстрировать производственные мощности и производимую компанией продукцию, тем самым развивая мотивацию сотрудников и привлекая новых клиентов.

Полезна виртуальная реальность и управленцам: можно посмотреть инфраструктуру строящегося предприятия, походить по объекту, смоделированному в 3d-формате. Широкое распространение получает формат виртуальных совещаний. Здесь можно провести аналогию с известной всем системой конференц связи, но общение в VR дает больше возможностей в рамках обсуждения промышленных объектов, планов по модернизации и инвестиционным проектам. Технологии виртуальной реальности позволяют человеку находится на несуществующем в реальности объекте или корректировать его части в 3D-формате.

Незаменима технология при изучении и разборе происшествий: VR как-бы помогает вернуться в прошлое, смоделировать произошедшую ситуацию и детально проработать ошибки.

— Также широко распространена и дополненная реальность?

— Вокруг дополненной реальности все еще много споров, она имеет ряд нюансов и сложностей: эксперты уверены, что вскоре она получит колоссальную популярность и будет незаменима, в промышленности. На сегодняшний день это носит точечный характер из-за сложности и комплексности решений на базе AR.

AR как бы дополняет реальное зрение человека, а потому, для эффективной работы, устройства должны безупречно распознавать предметы и малейшие детали, находящиеся в пространстве. С технической точки зрения это довольно сложно и необходимы развитые системы компьютерного зрения, чтобы обеспечить максимальный эффект от применения AR. При этом развитие технологии идет очень серьезными темпами.

К тому же, многие отрасли промышленности в России остаются очень консервативными, но если речь идёт о выводе дополнительной информации, в том числе, объектов в формат AR, то предприятие должно быть цифровым. Без этого условия у разработчика не будет возможности дополнить необходимой информацией реальную жизнь,так как ее необходимо откуда-то брать. Очень много подобных нюансов следуют соблюдать, чтобы сделать AR-формат доступным для инженеров, конструкторов, сотрудников предприятий, занимающихся ремонтом, обслуживанием сложного оборудования.

Сегодня активно и вполне успешно пилотируется такие проекты в строительстве: AR и VR предоставляют возможность инженерам и архитекторам еще на начальном этапе строительства предприятия детально рассмотреть здание или отдельную его часть. Нюансов много, но тестирование и разработка данных технологий с дополненной реальностью продолжается.

В более простых промышленных процессах дополненная реальность сегодня активно используется и позволяет повысить информированность сотрудника, помочь ему разобраться в деталях производства. Одним из таких примеров является проект RE’FLEKT, разработали который в Мюнхенском технологическом институте. Он был создан для портативных устройств с возможностью проецирования графики на реальные изделия. Решения уже используют на производстве Audi, BMW, Boch, Hyundai.

— Что колоссально нового произошло на рынке VR за последнее время и как эти новинки могут быть полезны промышленности?

— Одно из самых новых и многофункциональных решений для промышленных компаний на сегодняшний день – платформа, которая совмещает в себе, как проекты в виртуальной и дополненной реальности, единую базу 3D моделей, коммуникационные системы для многопользовательского взаимодействия, так и ряд прочих технологичных решений, настроенных под конкретную компанию. Проще говоря, эта разработка – целая система, предлагающая комплекс решений для бизнеса. Пока что создать с нуля такую разработку и вывести её на российский рынок виртуальной реальности могут позволить себе единичные компании: это дорого и чрезвычайно сложно в разработке. Мы, в Modum Lab, создали платформу ISP, стоимость разработки которой превысила 1 млн долларов США.

А вот приобрести платформу для использования сторонним компаниям недорого: мы ее продаем за очень доступные деньги. В мире подобные комплексные решения только начинают появляться.

Интересным и перспективным для промышленности решением является также костюм с тактильной и обратной связью. Эта «умная одежда» обогащает историю с тренингами и повышает их эффективность. Костюм интересен в использовании при участии сотрудников в тренингах и постоянном поддержании квалификации. Сегодня эта разработка дает виртуальной реальности тот значимый пласт, которого ей сильно не хватало.

«Умная одежда» решает вопрос с тактильными ощущениями, за счет чего погружение в виртуальную реальность происходит полнее. Человек, например, не просто реалистично видит возгорание и слышит звуки, но и чувствует жар пламени. Кроме того, использование таких костюмов позволяет обеспечить обратную связь там, где она необходима.

Немаловажно, что в костюме заложен трекинг движения за счет чего компьютер видит и анализирует движение всего тела человека. Биометрия позволяет получить данные, например, об учащенном дыхании, пульсе, потоотделении. Эти признаки, например, могут свидетельствовать о начале паники у обучаемого. Modum Lab стала одной из первых компаний в мире, применивших костюм в проектах виртуальной реальности.

— Приведете конкретный пример использования костюма в виртуальной реальности?

— «Умный костюм» начинает пилотироваться при отработке чрезвычайных ситуаций. В обычном VR-шлеме обучаемый может сделать неверный шаг назад и при этом не заметить сзади себя опасную конструкцию, ударится или оступится.

Сегодня стоимость таких костюмов довольно высока, но когда проекты в виртуальной реальности с «умной одеждой» получат широкое распространение, то стоимость этих костюмов снизится, они станут доступнее. Предполагаю, что подобные симуляции в недалеком будущем станут неотъемлемой частью средств индивидуальной защиты персонала крупных промышленных компаний. И именно промышленные компании сегодня – самый широкий рынок для этого изобретения.

Кстати, умный костюм от Teslasuit накануне получил всемирное признание на выставке технологий в Лас-Вегасе, победив в категории виртуальной и дополненной реальности.

— Легко ли технологии виртуальной реальности сегодня проникают в промышленность? Существует ли заинтересованность среди предприятий или государства?

— Любые технологии проникают в бизнес не просто как технологии, а, скорее, как способ решения вполне конкретных задач. С позиции бизнеса операционная эффективность – это, прежде всего, деньги. Любые риски, такие, как остановка производства, авария, травмирование персонала или поломка оборудования влекут за собой весомые финансовые потери.

Глобально, вопрос о внедрении новых технологий – это всегда вопрос зрелости бизнеса или производства. Но сегодня многие клиенты понимают, что VR-разработчики продают не виртуальную реальность, а конкретные решения, позволяющие повысить эффективность ряда бизнес-процессов. К сожалению, есть компании, которые все еще смотрят на «фантик» технологии, не ставя перед собой конкретных целей, которые можно достичь при ее помощи. Вперед вырываются компании, которые умеют извлекать эффективность от внедрения технологий и число таких компаний на рынке растет.

Эффективность VR на практике не перестают доказывать исследователи. Из-за того, что технология довольно новая, люди бизнес хочет получить конкретные подтверждения ее результативности.

Мы в Modum Lab провели собственное исследование, чтобы выяснить эффективность применения формата VR. Для этого мы разделили 52 студента из СПбГПМУ на две группы, каждой из которых мы показали один и тот же ролик, но в разных форматах: “основной” в VR, а “контрольная” посмотрела обычное видео.

По средствам кожно-гальванической реакции выяснилось, что “основная” группа эмоционально реагировала на просмотр VR-симуляции “Эмпатия”, а интерес к происходящему все время возрастал. У испытуемых же контрольной группы, просматривающих симуляцию на экране монитора, интенсивность переживаний и вовлеченность снижались. Мы провели сравнительный анализ полученных результатов по нескольким методикам и выяснили основное различие: у контрольной группы по окончанию просмотра повысилось чувство «презрения» к герою видео, а у основной — «вина», так как все происходящее эти студенты пропустили через себя, “слившись” с ролью героя.

Тем самым, мы пришли к выводу, что симуляции в виртуальной реальности позволяют вызвать больший эмпатический отклик, чем просмотр симуляций на экранах монитора.

0

Автор публикации

не в сети 4 года

Anastasia Krasilova

2
Комментарии: 0Публикации: 45Регистрация: 02-07-2017
Автор: Anastasia Krasilova
Темы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Укажите согласие на обработку персональных данных.
captcha
Генерация пароля

Login

Register | Lost your password?
X