— Легко ли технологии виртуальной реальности сегодня проникают в промышленность? Существует ли заинтересованность среди предприятий или государства?
— Любые технологии проникают в бизнес не просто как технологии, а, скорее, как способ решения вполне конкретных задач. С позиции бизнеса операционная эффективность – это, прежде всего, деньги. Любые риски, такие, как остановка производства, авария, травмирование персонала или поломка оборудования влекут за собой весомые финансовые потери.
Глобально, вопрос о внедрении новых технологий – это всегда вопрос зрелости бизнеса или производства. Но сегодня многие клиенты понимают, что VR-разработчики продают не виртуальную реальность, а конкретные решения, позволяющие повысить эффективность ряда бизнес-процессов. К сожалению, есть компании, которые все еще смотрят на «фантик» технологии, не ставя перед собой конкретных целей, которые можно достичь при ее помощи. Вперед вырываются компании, которые умеют извлекать эффективность от внедрения технологий и число таких компаний на рынке растет.
Эффективность VR на практике не перестают доказывать исследователи. Из-за того, что технология довольно новая, люди бизнес хочет получить конкретные подтверждения ее результативности.
Мы в Modum Lab провели собственное исследование, чтобы выяснить эффективность применения формата VR. Для этого мы разделили 52 студента из СПбГПМУ на две группы, каждой из которых мы показали один и тот же ролик, но в разных форматах: “основной” в VR, а “контрольная” посмотрела обычное видео.
По средствам кожно-гальванической реакции выяснилось, что “основная” группа эмоционально реагировала на просмотр VR-симуляции “Эмпатия”, а интерес к происходящему все время возрастал. У испытуемых же контрольной группы, просматривающих симуляцию на экране монитора, интенсивность переживаний и вовлеченность снижались. Мы провели сравнительный анализ полученных результатов по нескольким методикам и выяснили основное различие: у контрольной группы по окончанию просмотра повысилось чувство «презрения» к герою видео, а у основной — «вина», так как все происходящее эти студенты пропустили через себя, “слившись” с ролью героя.
Тем самым, мы пришли к выводу, что симуляции в виртуальной реальности позволяют вызвать больший эмпатический отклик, чем просмотр симуляций на экранах монитора.