Как перевод на дистанционную работу изменил требования ваших заказчиков к функционалу ERP?
Как ни парадоксально, пандемия скорее лишь усилила ранее имевшиеся тенденции в требованиях к внедрению ERP, чем вызвала новые. По сути, базовые требования корпоративных заказчиков остались прежними: наши клиенты ориентированы на максимальную автоматизацию и роботизацию всех процессов (в том числе программную) – от производства до документооборота между своими контрагентами. Вместе с тем, мы отмечаем рост спроса на организацию удалённого доступа к системам, и это не сиюминутная задача, а устойчивый тренд. Подчеркну, что в большинстве случаев здесь важную роль играют не только разработка web-форм и приложений с прямым доступом к серверам извне, но и инфраструктура, в том числе организация защищенных каналов связи и коммуникации.
Многие ожидали, что произойдёт рост спроса на комбинированные решения, где для некоторых данных доступ из интернета упрощается, но, по факту, мы наблюдаем обратный процесс – ужесточение доступа к данным. Пожалуй, сегодня в корпоративном мире надёжность и защищенность имеет даже больший приоритет перед удобством.
Еще до пандемии мы наращивали функционал наших ERP-решений для формирования и прямой отправки из учётных систем заявок на изменения разработчикам или в службы поддержки. И если раньше это позволяло сократить время разрешения запросов пользователей и повышало удобство описания задач, то сейчас стало просто необходимым для обеспечения нормальной работы удаленных пользователей.
Также на рынке возрос спрос на внешние онлайн-сервисы взаимодействия с клиентами и партнёрами: различного рода личные кабинеты поставщиков, покупателей и претендентов на вакансии, сервисы самообслуживания, интернет-магазины, средства отслеживания заказов пользователями и т.п. В то же время, внутри многих компаний развиваются аналитические инструменты оптимизации логистики, закупок, таргетирования продаж – все, что помогает расширить присутствие в цифровом мире потребителей. Современные, правильно внедренные ERP-системы позволяют решать эти задачи достаточно быстро. Не случайно многие наши клиенты начали использовать такие сервисы еще до пандемии и изоляции от очного общения и взаимодействия.
Какие наиболее интересные, яркие, необычные запросы поступали за последние полгода со стороны ваших заказчиков?
Было достаточно много интересных обращений. Наш NDAне позволяет раскрывать все подробности, тем не менее, из наиболее интересного выделю запрос на автоматизированный контроль ношения средств индивидуальной защиты на объектах заказчика (это торговая организация) – как в магазинах, так и внутри офисов. Важно, что система должна будет отслеживать не только обеспеченность сотрудников ИСЗ, но текущее состояние их здоровья.
Какой новый функционал в рамках существующих проектов вы реализовали за последний год (расширение базовых возможностей платформы, 1С, привлечение смежных технологий/продуктов, новые способы организации бизнес-процессов, реализованные с помощью ваших ERP-решений)?
МыпродолжаемработатьнадвнедрениемтехнологийRPA, Process-mining, BI, MDM (MetaData management), ECM (Enterprise Content management иDevOps. По каждому из них происходит планомерное наращивание функционала и отдачи для Бизнеса.
Например, в процессе разработки решений для наших клиентов мы перешли на технологии GitFlow, что в мире 1С до сих пор используется достаточно редко. Это позволило нам значительно сократить время на сборку нужных веток релиза, а значит – ускорить весь процесс внедрения изменений. В свою очередь, применение BPMи PMпомогло нам снизить издержки при переводе процессов на «удалёнку». Наибольший рост потока заказов выпал, помимо наращивания функционала внутри 1С, на расширение роботизации процессов с использование RPA.
Какие технологические достижения в сфере ERPвам удалось реализовать за последний год (с учетом новой пандемической ситуации)?
Подчеркну еще раз – многие бизнес-процессы наших заказчиков были автоматизированы на достаточно высоком уровне в рамках тех проектов, которые были реализованы еще до пандемии, там идет развитие уже созданных систем. Основные из них: переход на модель управления от объективных данных, создание систем класса i-ERPи др. Из необычного, за последний год мы существенно оптимизировали работу 1С на сверхбольших объемах (более полумиллиона транзакционных данных в день), что удалось достичь за счёт некоторых нетривиальных изменений в коде и настройках СУБД.
Как развивается в ALP концепция iERP? Что было сделано за последний год в этом направлении? Какие интересные технологические новинки появились в этой сфере в вашей компании?
Последний год стал временем наращивания практик по каждому из ERP-инструментов и развитие компетенций сотрудников – как внутри ALP, так и у наших заказчиков. Так, были разработаны новые или существенно расширены уже существующие внутренние сервисы контроля качества данных, особенно при межсистемном взаимодействии. Заметным нововведением стал переход к модульному принципу создания ERP: теперь упор делается не на использование монолитной программы, автоматизирующей сразу все блоки учёта, а на выделенные сервисы под каждую функцию (или набор функций). Это, безусловно, позволяет получать более производительное решение, хотя и требует изменения некоторых практик при внедрении и поддержке.
Александр Казённов, руководитель корпоративной практики ДКИС ALP Group